|
|
Шри Кришна: «Тот, кто с любовью и преданностью служит Мне, – тот Мой друг» |
|
|
Практическое применение «Бхагавад-гиты»
Зачем практиковать сознание Кришны?Итак, мы являемся душой, а не телом. Тело временно, тогда как душа, находящаяся в каждом теле, вечна. Каждое живое существо имеет вечные, исполненные блаженства взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, Кришной. Только в духовном мире рядом с Господом Кришной мы можем жить настоящей, полноценной жизнью. Кришна всегда находится в духовном мире, окруженный бесчисленными любящими спутниками, служащими Ему с чистой преданностью. Обитатели духовного мира это полностью совершенные личности, свободные от мирских желаний, вожделения, зависти и жадности.
В духовном мире все и земля, и деревья, и дома, и вода обладает сознанием и исполнено блаженства. Здесь нет горя, а только счастье и наслаждения, но не те избитые и безвкусные наслаждения, которые душа получает в материальном мире: здесь она испытывает высший духовный экстаз любви к Кришне. Господь вечно совершает чудесные игры со Своими преданными. Здесь длится нескончаемый праздник с песнями, танцами, играми и пирами, в которых всегда принимает участие Верховная Личность Бога.
Те души, которые по своему безумию враждебно настроены к Кришне, отправляются в материальный мир. Этот мир подобен колонии строгого режима. Обусловленные души страдают здесь от повторяющихся рождений и смертей, вынужденные принимать тела, принадлежащие к 8400000 формам жизни. Окутанные иллюзией и отравленные ложным престижем, они думают, что счастливы, даже если пребывают в теле свиньи, поедающей испражнения. От самой высшей до самой низшей планеты, этот мир не что иное, как океан страданий.
Кришна не хочет, чтобы мы гнили в материальном мире. Он призывает нас вернуться домой, чтобы жить с Ним вечно и счастливо. Тот, кто обладает разумом, прислушивается к Кришне (к тому, что Он говорит в «Бхагавад-гите») и так пытается решить проблему повторяющихся рождений и смертей. Такой человек занимается преданным служением, чтобы пробудить свое сознание Кришны и вернуться обратно к Богу.
Те, чей духовный разум уже пробудился, принимают сознание Кришны со всей искренностью, надеясь сделать эту жизнь последней в материальном мире. Практикуя преданное служение, преданные развивают в себе все замечательные качества. Они становятся добрыми и терпеливыми, скромными и смиренными, миролюбивыми и доброжелательными. Сознание Кришны решает все экономические, социальные, политические, психологические, философские и религиозные проблемы. Как это возможно, подробно объясняется в книгах Шрилы Прабхупады.
Предложение пищи Богу с любовью и преданностью
Индивидуальная душа связана с Кришной узами любви. Мы забыли об этой любви, и поэтому скитаемся теперь по материальному миру. Но связь со Всевышним может быть восстановлена, если мы возродим эту любовь. Любить означает отдавать что-то, жертвовать чем-то. Любовь всегда выражается в активном служении. Выражение: «Я люблю тебя, но ничего не хочу для тебя делать», звучит нелепо. Это не любовь. Даже в мирских отношениях влюбленные получают удовлетворение от того, что одаривают своих возлюбленных всевозможными подарками, балуют изысканными угощениями и общаются друг с другом на сокровенные темы. Существует бесчисленное множество способов любовного обмена.
Но Кришна это тоже Личность. Мы можем обмениваться с Ним любовью, делая Ему различные подношения. Кришна предлагает очень простой метод: «Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это (Б.Г.9.26)».
Разумный человек всегда стремится находиться в сознании Кришны и заниматься трансцендентным любовным преданным служением Господу, чтобы перенестись в Его вечную, исполненную блаженства обитель. Достичь такого замечательного результата очень просто, и даже самый беднейший человек, не обладающий специальной квалификацией, сможет легко сделать это. Единственная квалификация, необходимая для этого чистая преданность Кришне. Процесс преданного служения так прост, что даже цветок или немного воды, предложенной Господу с любовью, полностью удовлетворят Его. Поэтому каждый может принять этот простой и универсальный метод достижения Бога.
Те, кто ест непредложенную пищу, вкушают один грех
Разумный человек понимает: «Мне ничего не принадлежит. Чтобы был хороший урожай зерновых, необходим воздух, свет и достаточное количество воды. Все это обеспечивает природа. Природа исходит из Господа и контролируется им. Даже мое тело дано Господом, да и сам я частичка Кришны. Все принадлежит Кришне, и поэтому я должен предлагать все Ему». Признание этого факта начало духовной жизни. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Преданные Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу, очищаются от грехов. Те же, кто готовит пищу ради собственного чувственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех (Б.Г.3.13)».
Кришна говорит, что те, кто не предлагает свою пищу, вкушают один лишь грех. Иными словами, с каждым жевком такой человек все больше запутывается в сетях материальной природы. Если же человек готовит вкусные вегетарианские блюда и предлагает их изображению Радхи и Кришны, склоняясь перед Ними в почтении и прося принять это скромное подношение, то Кришна обязательно примет его. Вкушая пищу, предложенную таким образом, преданный стабильно прогрессирует в духовной жизни, очищает свое тело и, кроме того, обогащает тонкие ткани мозга, отвечающие за ясность мышления. Кришна не нуждается в пище, поскольку владеет всем в творении, но Он принимает подношение того, кто хочет удовлетворить Его таким способом. Занимаясь приготовлением пищи, нужно находиться в умонастроении служения, а предлагая ее действовать с любовью к Кришне.
Повторение святого имени практичный метод самоосознания для современного человека
Современных людей характеризует полное отсутствие квалификации для духовной практики. В предыдущие тысячелетия человеку было гораздо легче продвигаться по духовному пути, поскольку сознание его было более возвышенным. В прошлые времена почти все люди пребывали в гуне благости, общество жило мирной жизнью, основанной на религиозных принципах. В то время рекомендованной формой религии являлась медитация. По прошествии тысячелетий человеческое общество окончательно деградировало. Уже пять тысяч лет назад, когда Господь Кришна посоветовал своему другу Арджуне заняться восьмиступенчатой йогой, Арджуна отверг это, назвав этот метод непрактичным и трудновыполнимым.
Но даже в предыдущие века, когда рекомендовались более сложные процессы, целью самоосознания всегда оставалось преданность Верховному Господу. В этот век наиболее доступной формой преданного служения является совместное пение святых имен Кришны. Этот вид духовной практики рекомендован в качестве Религии Века. Как утверждает «Брихан-Нарадия Пурана»: «В этот век раздоров и лицемерия единственный способ освобождения это повторение святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути».
Особенно рекомендуется повторение Харе Кришна маха-мантры («маха» означает «великий», «мантра» означает «звуковая вибрация, освобождающая ум от невежества»):
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Метод повторения очень прост и в то же время возвышен. Можно повторять в любое время и в любом месте. Повторяя в смиренном умонастроении, будучи терпеливее дерева, полностью освободившись от чувства ложного престижа, можно достичь великого умиротворения и счастья. Эти вещи облегчают процесс повторения святого имени. Любой человек может таким образом повторять святые имена без особого труда.
Повторение святого имени благоприятно для всех, независимо от того, какое у человека тело, к какому сословию он принадлежит, обладает ли он достаточной материальной квалификацией или благочестием. Аристократическое происхождение, престижное образование, привлекательная внешность, благосостояние и тому подобные результаты благочестивых действий не играют никакой роли в духовном продвижении человека: прогресс происходит только благодаря повторению имен Кришны.
Часто у людей возникает вопрос: «Как может человек, ведущий активный образ жизни, заниматься двумя вещами одновременно повторением и выполнением своей работы?» Это возможно, если есть любовь. Например, у отца болен сын. Отец проводит весь день в офисе, но, будучи привязан к сыну, он постоянно думает: «Как там мой мальчик?» Или следующий пример: у замужней женщины есть возлюбленный. Выполняя свои домашние обязанности, она постоянно думает о нем. В действительности, она старается делать работу по дому даже более тщательно, чем всегда, чтобы муж не подозревал ее. Точно так же и мы должны постоянно помнить о Верховном возлюбленном, Шри Кришне, даже выполняя наши материальные обязанности.
Ни один человек не может сказать, что у него совершенно нет времени для духовной практики. Даже самые занятые люди ежедневно находят время, чтобы полистать газеты или журналы, и практически все ежедневно смотрят телевизор. Огромное количество времени уходит и на пустые разговоры. Большую часть этого времени можно посвятить практике преданного служения. Если, несмотря на все усилия, преданный находит свои общественные и профессиональные обязанности чрезмерными, он должен подумать о том, как ему изменить стиль жизни.
Практическое преданное служение
Каждый должен выполнять какую-то работу, но если он трудится ради удовлетворения собственных потребностей, он только накапливает кармические реакции. Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (3.9.): «Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну (Кришне), иначе она явится причиной рабства в этом мире».
Нет нужды менять род своих занятий. Если вы писатель, пишите для Кришны; если вы художник, творите для Кришны. Если вы секретарь, тогда печатайте для Кришны на компьютере. Если у вас есть свободное время, вы можете помогать преданным в храме или жертвовать какую-то часть заработанных средств на поддержание храма или на проповедь сознания Кришны. Некоторые преданные, живущие вне храма, покупают книги о преданном служении и распространяют их своим друзьям и знакомым. Многие преданные собираются друг у друга в гостях и вместе воспевают, поклоняются Господу и изучают писания.
Источник: 6 уроков по «Бхагавад-гите». М.: «Гауранга», перевод с англ., 2002.
|
|
|